О теории познания диалектического материализма.

Ответить
AlexRAN
Сообщения: 38
Зарегистрирован: Сентябрь 4, 2017, 1:45 pm

О теории познания диалектического материализма.

Сообщение AlexRAN » Ноябрь 30, 2017, 3:07 pm

Очень сложно говорить на религиозные темы, однако, пожалуй, еще сложнее объяснить новому поколению, как в прошлом одно или другое направление в философии получало общественное признание, иногда превращаясь в основу для создания государства, исходя из этой теории. Одной из таких теорий является Ленинская "теория отражения", которая стала основой в построении государства на "естественнонаучной" основе, как считали основоположники диалектического материализма. Поэтому в этом разделе форума необходимо в качестве примера рассказать, что предлагалось читать и изучать, начиная с 1936 года широкому кругу читателей и научным работникам:

============

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ КОМАКАДЕМИИ ПРИ ЦИК СССР
Т. ПАВЛОВ (П. ДОСЕВ)
ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ
ОЧЕРКИ ПО ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКВА — ЛЕНИНГРАД — 1936

Книга т. Досева представляет собой исследовательскую монографию, посвященную анализу марксистско-ленинской теории отражения. Наряду с положительной трактовкой вопроса автор дает развернутую критику теории познания буржуазной философии, критику механицизма и меньшевиствующего идеализма Для обоснования принципов марксистско-ленинской теории отражения автор привлекает материал из ряда областей новейших научных данных (ионная теория возбуждения, рефлексология, яфетидология и т. д.). Книга рассчитана на квалифицированный круг читателей: аспирантов, научных работников, студентов, преподавателей.

Работа т. Досева "Теория отражения" составляет первую книгу широко задуманной им монографии под тем же названием. Она является ценной попыткой дать развернутое положительное изложение важнейших проблем марксистско-ленинской теории отражения на основе критики буржуазных философских направлений и борьбы на два фронта. Привлекая значительный материал из ряда областей новейших научных данных, автор дает интересное изложение и трактовку ряда проблем: о первичных и вторичных качествах, об единстве непосредственного и опосредованного в процессе познания, об идее как субъективном образе объективных вещей и т. д.
Вместе с тем работа т. Досева не свободна от недостатков, в частности форма изложения оставляет желать лучшего: имеются длинноты, тяжеловесные выражения и т. д. Трактовка автором одного из важнейших положений ленинской теории отражения о том, что "логично допустить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения" (Ленин, т. XIII, стр. 75), носит дискуссионный характер.
Институт философии надеется, что эта работа послужит поводом для дальнейшего развернутого обсуждения ряда актуальных проблем марксистско-ленинской теории познания.
Институт Философии Комакадемии
-------------
"...Специально о достижениях рефлексологии академика Павлова, так высоко оцениваемых партией и мировой научной мыслью, нужно сказать, что они являются в своей области новым, блестящим научно-экспериментальным подтверждением не только основного положения всякого материализма (что мозг является органом ощущения и мышления), но также и основных положений диалектического материализма о развитии животных и человека, о взаимодействии между средой и организмом, о внутренних законах движения нервной системы и т. д. и т. п. На самом деле, чем иным как не диалектическим можно назвать учение академика Павлова о переходах безусловных рефлексов в условные, а затем и в так называемые «цепные рефлексы», его учение о разных видах торможения, переходящих друг в друга, о «темпераментах» животных и т. д.? Успехи академика Павлова и его школы действительно замечательны, и СССР с правом гордится и так глубоко ценит этого мирового ученого и его великое дело. В то же время надо сказать и особо подчеркнуть, что попытки некоторых рефлексологов, даже из школы академика. Павлова, перейти в новую область, не перевооружившись диалектически, привели к отрицательным результатам..."
------------
"...Известно, что например Эйнштейн идет дальше, утверждая относительный характер пространства и времени, изменяющих свою «структуру» в разных условиях. Так например, по Эйнштейну, пространство «искривляется» в присутствии больших гравитационных масс. Можно оспаривать во многих отношениях это утверждение Эйнштейна, но гносеологически здесь несомненно глубокая и ценная мысль. Нужно ли говорить о том, что «ненаглядность» кривизны пространства не представляет собой никакого аргумента против ее научной ценности? Разве скорость света в 300 тыс. клм. в секунду наглядная вещь? Разве не сам Ленин говорил, что абстракции, если они правильные, отражают действительный мир глубже, вернее, точнее? Если математически правильно обоснованная гипотеза Эйнштейна подтверждается фактами и имеет доказанную эвристическую ценность, чего стоят всякие обвинения в отсутствии наглядности? Гносеологически же, повторяем, мысль Эйнштейна безусловно ценная мысль. Объективность (и абсолютность в смысле объективности) пространства и времени не только не исключает, а, наоборот, предполагает их относительность. Другое дело, что Эйнштейн, интересуясь (как физик) пространственными и временными измерениями вещей и событий, делает явную гносеологическую ошибку, отрывая (как философ) единое пространство вообще от конкретных «пространств» различных систем, т. е. отрывает общее всем пространственным вещам (и системам отсчета) от конкретных форм его восприятия и измерения, имеющих безусловно относительный характер. Этот недостаток, непонимание диалектики общего, особого и единичного, у него несомненно имеется, и поэтому не случайной он так часто и недвусмысленно выражал свое согласие с махизмом и вообще с субъективистско - релятивистской идеалистической философией. Но в данном случае нас интересует несомненно ценная мысль Эйнштейна об изменении "структуры" пространства в определенном смысле и условиях..."
------------
"...Словом, организуя и руководя социалистическим строительством, партия ставит и решает гигантские задачи также и в области планового культурного и научного социалистического строительства, которые по самой своей пролетарско-социалистической природе вполне разрешимы. Однако их решение, именно потому что они пролетарские и социалистические, не дается сразу и еще менее — кустарным способом, стихийно, самотеком.
В этом смысле, борясь против стихийности, кустарщины и самотека как во всех областях социалистического строительства, так и в области" научного творчества, партия является высшим организатором и руководителем подлинно научного, т. е. объективного, познания мира, И в этом именно смысле она и есть высший, коллективный, самый организованный и самый могучий субъект подлинно научного, т. е. объективного, познания.
Это не значит (как увидим дальше, рассматривая вопросы об единстве познания и самопознания и о роли и значении личности), что партия имеет мозг и органы ощущения вне мозгов и органов ощущения ее собственных членов и вождей. Это значит только, что именно живущий целиком в партии, через партию и за партию человек научной мысли может достигнуть исторически возможных пределов объективного познания, т. е. может явиться субъектом высшей, подлинно научной теории как обобщения революционного опыта пролетариата и всего человечества.
Конечно, было бы чистейшим упрощенчеством и вульгаризацией марксизма-ленинизма понимать это в том смысле, что достаточно быть хорошим членом партии, чтобы быть великим ученым, или что нет и не может быть великих ученых вне рядов партии. Это так ясно, что не нужно приводить каких-либо соображений или примеров для доказательства, Смысл нашего утверждения станет яснее, если мы будем иметь в виду, что истина в своем полном объеме (как это будет развернутым образом показано дальше) есть диалектический процесс единого и всестороннего отражения в человеческой голове объективной действительности, также единой в своей бесконечной многосторонности..."

==================

Далее глава "Ленинская теория познания и учение И. П. Павлова об анализаторах" из учебника "Физиология человека" 1982 года, авторы: Георгиева С.А., Беликина Н.В., Прокофьева Л.И., Коршунов Г.В., Киричук В.Ф., Головченко В.М., Токаева Л.К., издательство - Медицина, серия: Учебная литература для учащихся медицинских училищ:

"В учебнике освещены общие и частные вопросы нормальной физиологии человека с учетом современных достижений биологической и медицинской науки. Учебник включает 13 глав. В 1 главе приводятся сведения о предмете физиологии, ее задачах и методах исследования, рассматриваются вопросы нейрогуморальной регуляции и интеграции функций организма. В последующих главах (2-13) излагаются вопросы частной физиологии: крови, кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии, выделения, эндокринной, нервно-мышечной и центральной нервной систем, высшей нервной деятельности и органов чувств. Учебник написан в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения СССР, и предназначен для учащихся медицинских училищ.

Ленинская теория познания и учение И. П. Павлова об анализаторах

В гениальном произведении "Материализм и эмпириокритицизм" В. И. Ленин с предельной ясностью показал, каким образом осуществляется человеком процесс познания окружающей действительности. В. И. Ленин, основываясь на последних достижениях естествознания, создал теорию познания объективного мира. В основе этой теории лежит признание материальности мира и отражения его в человеческом сознании. Правильное отражение в нашем сознании реально существующего мира является результатом совместной работы высокоорганизованной материи - мозга и органов чувств, воспринимающих раздражения окружающей среды.

Познание окружающего мира всегда начиняется с ощущения, которое позволяет распознать отдельные свойства и качества предметов. Однако в мире нет обособленных, изолированных свойств и качеств. Ими наделены определенные предметы и явления. Вследствие этого на базе ощущения формируется восприятие, которое дает возможность познать предмет или явление в целом, в единстве всех его свойств. На базе ощущений и восприятий возникает и развивается представление. Представление расширяет возможности познания человеком окружающего мира. Оно позволяет представить образ предметов и явлений материального мира, в прошлом воздействовавших на органы чувств человека.

Однако ощущения, восприятия и представления отражают только внешние стороны и связи отдельных предметов и явлений окружающего мира. Познание сущности явлений, закономерностей процессов осуществляется за счет абстрактного мышления.

Абстрактное мышление посредством понятий, суждений и умозаключений позволяет вскрыть сущность явлений, их внутренние связи.

Познавательная деятельность человека на всех ее этапах всегда контролируется общественно-исторической практикой.

Естественнонаучным обоснованием Ленинской теории познания является учение И. П. Павлова об анализаторах.

В. И. Ленин философски обосновал и точно сформулировал сущность процесса познания и пути его осуществления. И. П. Павлов своими исследованиями показал материальные основы, физиологические механизмы, при помощи, которых осуществляется процесс отражения в головном мозге. И. П. Павлов установил, что ширина и глубина отражения человеком материального мира находится в неразрывной связи со свойством нервной системы воспринимать и перерабатывать многочисленную информацию, поступающую - из окружающего мира в головной мозг. По И. П. Павлову, конкретными физиологическими механизмами, которые осуществляют познавательную деятельность человека, являются анализаторы. Свое учение об анализаторах И. П. Павлов создавал на основе единства центра и периферии. Головной мозг и рецепторы И. П. Павлов рассматривал как единую сложно организованную динамическую систему.

Анализатор - это совокупность трех отделов нервной системы: периферического, проводникового и центрального.

Периферический отдел анализатора представлен рецепторами, воспринимающими раздражения окружающей среды. В рецепторах энергия раздражения преобразуется (трансформируется) в энергию нервного импульса.

Проводниковый отдел представлен нервными путями, проводящими нервные импульсы в центральный отдел анализатора.

Центральный или мозговой отдел анализатора - это определенные области коры головного мозга. В клетках коры головного мозга нервные импульсы приобретают новые качества. Они являются" основой для возникновения ощущения, элементарного психического акта, правильно отражающего окружающую действительность. На основе ощущений возникают более сложные психические акты - восприятие, представление и абстрактное мышление.

На основании опытов с удалением у животных различных участков коры больших полушарий головного мозга и последующим образованием у них условных рефлексов И. П. Павлов пришел к заключению, что мозговой конец анализатора состоит из двух частей - ядра и периферических рассеянных нервных элементов, располагающихся по всей поверхности коры головного мозга.

Ядра анализаторов и рассеянные нервные элементы имеют морфологические и функциональные особенности. Центральная часть анализатора (ядро) состоит из высокодифференцированных в функциональном отношении нейронов, которые осуществляют высший анализ и синтез информации, поступающей к ним. Рассеянные элементы мозгового конца анализатора представлены менее дифференцированными нейронами, способными к выполнению простейших функций. Синтез и анализ афферентных импульсов этими клетками осуществляется в элементарной, примитивной форме. И. П. Павлов полагал, что при гибели ядра анализатора активность периферических нервных элементов должна нарастать, что в какой-то степени может способствовать восстановлению утраченной функции анализатора.

По современным представлениям, в функциональную структуру анализатора включается и ретикулярная формация ствола мозга. Влияния, идущие от нейронов ретикулярной формации, повышают тонус нейронов коры головного мозга, что способствует лучшему выполнению анализаторами их специфических функций. Современные исследования показали, что среди нейронов одной области коры встречаются клетки, реагирующие на различные раздражители. Так, например, в моторной области коры головного мозга кошки обнаружены нейроны, реагирующие на тактильные, зрительные и звуковые раздражители; в зрительной области коры головного мозга кролика найдены нейроны, воспринимающие звуковые раздражения; в лобных областях коры головного мозга обезьяны отмечены нейроны, реагирующие на световые раздражения.

Все анализаторы делятся на две группы: внешние и внутренние.

К внешним анализаторам относят зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кожный. За счет деятельности внешних анализаторов человек познает окружающий материальный мир.

К внутренним анализаторам относят двигательный, вестибулярный и анализатор внутренних органов (интерорецептивный анализатор). За счет функции внутренних анализаторов головной мозг получает информацию о состоянии внутренних органов, двигательного аппарата, расположении отдельных частей тела по отношению друг к другу и в Пространстве."

Контрольный вопрос № 27 из учебника: "Каковы философские и физиологические представления о познании окружающей действительности (В. И. Ленин, И. П. Павлов)?"

==============

К этом можно добавить ещё один учебник для студентов медицинских институтов:

Анатомия человека
М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович
Под редакцией заслуженного деятеля науки РСФСР профессора М. Г. Привеса
Издание 8-е (переработанное)
Допущено Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР в качестве учебника для студентов медицинских институтов
Ленинград, "Медицина", Ленинградское отделение, 1974 г.

Учебник анатомии человека содержит краткие современные сведения о строении человеческого организма, изложенные на основе передовой философии диалектического материализма в функциональном, эволюционном и прикладном (для медицины) аспектах. Отличием его от других отечественных и зарубежных учебников является не только анализ анатомических фактов, но и их синтез на основе принципа целостности организма и его единства с окружающей средой; отмечены специфические черты строения человеческого тела в свете трудовой теории Ф. Энгельса; показана индивидуальная изменчивость конкретных людей с учетом их образа жизни и труда (анатомия людей различных профессий, в частности космическая анатомия); даны сведения о строении живого организма (рентгеноанатомия, эндоскопия и др.); строение нервной системы и органов чувств описано с точки зрения идеи нервизма, ленинской теории отражения и кибернетики; кроме частных фактов, выведены общие закономерности строения и развития каждой системы в духе теоретической анатомии П. Ф. Лесгафта.
Учебник дает представление об анатомии как о прогрессивной, перспективной и действенной науке, описывающей, объясняющей и изменяющей структуру живого человеческого организма с целью его гармонического развития.
Учебник написан в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения СССР, и предназначен для студентов медицинских институтов.
------------
Учение об органах чувств (эстезиология)
Общие данные

Органами чувств, или анализаторами, называются приборы, посредством которых нервная система получает раздражения от внешней среды, а также от органов самого тела и воспринимает эти раздражения в виде ощущений.

Показания наших органов чувств являются источниками наших представлений об окружающем нас мире. "Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем..." (В. И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Сочинения изд. 5-е, т. 18, с. 320). Поэтому В. И. Ленин считал физиологию органов чувств одной из наук, лежащих в основе построения диалектико-материалистической теории познания.

Процесс чувственного познания совершается у человека по шести каналам: осязание, слух, зрение, вкус, обоняние, земное тяготение. Шесть органов чувств дают человеку многообразную информацию об окружающем объективном мире, которая отражается в сознании в виде субъективных образов - ощущений, восприятий и представлений памяти.

Живая протоплазма обладает раздражимостью и способностью отвечать на раздражение. В процессе филогенеза эта способность особенно развивается у специализированных клеток покровного эпителия под влиянием внешних раздражений и клеток кишечного эпителия под влиянием раздражения пищей. Специализированные клетки эпителия уже у кишечнополостных оказываются связанными с нервной системой. В некоторых участках тела, например на щупальцах, в области рта, специализированные клетки, обладающие повышенной возбудимостью, образуют скопления, из которых возникают простейшие органы чувств. В дальнейшем в зависимости от положения этих клеток происходит их специализация по отношению к раздражителям. Так, клетки ротовой области специализируются к восприятию химических раздражений (обоняние, вкус), клетки на выступающих частях тела - к восприятию механических раздражений (осязание) и т. д.

Развитие органов чувств обусловлено значением их для приспособления к условиям существования. Например, собака тонко воспринимает запах ничтожных концентраций органических кислот, выделяемых телом животных (запах следов), и плохо разбирается в запахе растений, которые не имеют для нее биологического значения.

Возрастание тонкости анализа внешнего мира обусловлено не только усложнением строения и функции органов чувств, но прежде всего усложнением нервной системы. Особенное значение для анализа внешнего мира приобретает развитие головного мозга (особенно его коры), отчего Энгельс называет органы чувств "орудиями мозга". Возникающие в силу тех или иных раздражений нервные возбуждения воспринимаются нами в форме различных ощущений. Как учит ленинская теория отражения, ощущение - это отражение в сознании человека предметов и явлений внешнего мира в результате их воздействия на органы чувств. Так, например, световая энергия, действуя на сетчатку глаза, вызывает нервные импульсы, которые, передаваясь по нервной системе, вызывают в нашем сознании зрительные ощущения. "Ощущение... есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания" (В. И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Сочинения, изд. 5-е, т. 18, с. 46).

Для возникновения ощущений необходимы: приборы, воспринимающие раздражение, нервы, по которым передается это раздражение, и мозг, где оно превращается в факт сознания. Весь этот аппарат, необходимый для возникновения ощущения, И. П. Павлов назвал анализатором (см. также с. 522). "Анализатор - это такой прибор, который имеет своей задачей разлагать сложность внешнего мира на отдельные элементы" (И. П. Павлов. Лекции по физиологии, 1952, с. 445).

Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) рецептор - трансформатор энергии раздражения в нервный процесс; 2) кондуктор - проводник нервного возбуждения и 3) корковый конец анализатора, где возбуждение воспринимается как ощущение.

С точки зрения кибернетики, орган чувств - это канал информации. Рецептор - это приемник информации, кодирующее устройство. Кондуктор - это канал информации, по которому передаются афферентные сигналы в кору большого мозга. Корковый конец анализатора - это декодирующее устройство, в котором перерабатывается информация и возникает ощущение.

Различают две группы ощущений:

1. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего материального мира: осязание, т. е. ощущение прикосновения и давления, температурное чувство (тепла, холода) и боль; затем ощущения слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные и земного притяжения.

2. Ощущения, отражающие движения отдельных частей тела и состояние внутренних органов (двигательные ощущения, ощущение равновесия тела, ощущения органов и тканей).

Соответственно этому все органы чувств делят на две группы:

1. Органы внешних чувств, получающие нервные импульсы из экстероцептивного поля, - экстероцепторы. Их шесть: органы кожного чувства, чувства земного тяготения (гравитации), слуха, зрения, вкуса и обоняния.

2. Органы внутренних ощущений: а) получающие импульсы из проприоцептивного поля (мышечно-суставное чувство, тесно связанное с чувством земного притяжения) - проприоцепторы; б) органы, воспринимающие нервные импульсы из интероцептивного поля (внутренностей и сосудов), - интероцепторы.

Ощущения, идущие из внутренних органов, обычно неопределенны и при нормальном состоянии этих органов не достигают сознания, сказываясь только "общим самочувствием". Вообще все внутренние процессы, регулируемые вегетативной нервной системой, протекают без нашего ведома и только при болезненных расстройствах дают о себе знать обычно более или менее сильной болью. Подробно об интероцептивном анализаторе было изложено на с.609.Из возбуждений, идущих от проприоцептивного поля, надо упомянуть только мышечно-суставное чувство, благодаря которому воспринимается ощущение положения частей тела и происходит координация движений. С одной стороны, это чувство комбинируется с кожной чувствительностью (чувство стереогноза), а с другой, стоит в связи с органом гравитации, дающим ориентацию по отношению к гравитационному полю (А. А. Винников, 1974) и который может быть рассмотрен также как стато-кинетический аппарат, обеспечивающий равновесие тела. Нервные окончания (в мышцах, костях, сухожилиях и суставах) и проводники мышечно-суставного чувства были описаны при изложении двигательного анализатора. В данном разделе будут изложены только органы, воспринимающие ощущения, получаемые из внешнего мира, - экстероцепторы.

Общий план воспринимающих приборов у всех классов животных более или менее одинаков, несмотря на последующие значительные усложнения в деталях. Основным элементом, за исключением органов кожного чувства, у наземных животных являются особые чувствительные клетки, которые в процессе развития всегда происходят из эпителия наружного листка (эктодермы), который уже по своему положению находится в соприкосновении с окружающим миром. Каждая такая клетка на одном конце, обращенном к наружной поверхности, несет штифтик или воспринимающие волоски, а с другой стороны отдает (в органе обоняния и зрения) отросток, идущий на соединение с отростками нервных клеток проводящих нейронов.

В других органах (вкуса и слуха) чувствительная клетка, не давая центрального отростка, оплетается концевыми разветвлениями подходящего к ней афферентного нерва. Первый тип чувствительных клеток сравнительно со вторым видом нужно считать первичным. У водных животных такая форма воспринимающих элементов встречается и в кожных покровах, где эти элементы подвергаются увлажнению окружающей жидкостью. В коже наземных животных чувствительных клеток не бывает, и рецепторные нервные волокна оканчиваются или свободно между клетками эпителиального покрова, или же имеют на своих концах особого рода концевые тельца. В образовании органов чувств принимает также участие мезодерма, но только вторичным порядком, образуя для них защитные, поддерживающие и вспомогательные приспособления. Эти приспособления, обрастающие и дополняющие чувствительные клетки, т. е. рецепторы, образуют вместе с ними периферические отделы органов чувств: кожа, ухо, глаз, язык, нос. Например, зрительным рецептором являются чувствительные клетки сетчатки (палочки и колбочки), а периферическим отделом - весь глаз.

Кроме деления органов чувств на 2 группы все анализаторы можно классифицировать с точки зрения учения И. П. Павлова о двух сигнальных системах следующим образом (М. Г. Привес):

I. Анализаторы 1-й сигнальной системы (конкретно-наглядное мышление):

А. Анализаторы внешнего мира - экстероцепторы (органы кожного чувства, слуха, зрения, вкуса, обоняния и гравитации). Б. Анализаторы внутреннего мира организма:

1. Проприоцепторы, несущие раздражение от органов животной жизни (мышечно-суставное чувство).

2. Интероцепторы, несущие раздражение от органов растительной жизни (внутренности, сосуды).

II. Анализаторы 2-й сигнальной системы (абстрактно-логическое мышление):

1. Анализаторы устной речи.

2. Анализаторы письменной речи.

Анализаторы 1-й и 2-й сигнальных систем имеют резкие анатомические отличия. Анализаторы 1-й сигнальной системы обладают каждый всеми тремя компонентами (рецептор, кондуктор и корковый конец). Анализаторы 2-й сигнальной системы лишены своих рецепторов и кондукторов, а имеют только корковые концы (корковые концы речевых анализаторов); они воспринимают свои сигналы (вторые сигналы) на базе первых сигналов, составляющих 1-ю сигнальную систему, без которой они не функционируют. Этим подчеркивается и разделение, и объединение корковых концов всех анализаторов, составляющих единую кору большого мозга, где совершается "превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания" (В. И. Ленин).

==============

Основная ошибка "теории отражения" заключается в том, что человек не отражает мышлением окружающий его мир, а преломляет его, в силу своих физиологических и умственных возможностей, на основе своих знаний и воспитания, а так же под влиянием окружающей его социальной среды…

Ответить